Пояснительная записка
к рабочей программе по физике для 7-9 классов основной школы.
Рабочая программа по физике для 7-9 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 5.03.2004 г. № 1089.
- Федерального закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 28).
- Устава МБОУ «СОШ №108», подпункт 5, п.2.5.
- Приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839. «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего образования».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253. «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начально общего, основного общего, среднего общего образования».
- Письма Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013г. № 1047. «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начально общего, основного общего, среднего общего образования».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987). «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739). «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739). «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 30.06.2014 г. № 03-02/4959. «Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Физика» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014-15 учебном году ».
- Постановления Главного государственного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» №02-600 от 29.12.2010 г.
- Приказа МБОУ «СОШ № 108» № 89 ОД от 01.09.2014 «Об утверждении годового календарного учебного графика в 2014-2015 учебном году».
- Учебного плана МБОУ « СОШ №108» на 2014 - 2015 учебный год.
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
16. Примерной программы основного общего образования по физике . Сборник нормативных документов. Физика. Примерные программы по физике. М: Дрофа. 2008 г. http://window.edu.ru/resource/188/37188
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики:
Изучение физики в общеобразовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных, квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира.
Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать их, обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с иcпользованием информационных технологий.
Воспитание убежденности в возможности познания, природы в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как элементу человеческой культуры.
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни. для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом программа и материалы УМК рассчитаны на 2 часа в неделю в 7-9 классах. Согласно приказу МБОУ «СОШ № 108» № 89 ОД от 01.09.2014 «Об утверждении годового календарного учебного графика в 2014-2015 учебном году» количество часов физики соответствует 68 часам в год в 7-9 классах.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия,
доказательства, законы, теории;
• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением
предвидеть возможные результаты своих действий:
• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Общая характеристика уровня обучаемости учащихся, их образовательных потребностей.
Обучение по данной рабочей программе осуществляется в 8АБ, 9А классах. Учащиеся данных классов имеют низкий, средний и высокий уровень обучаемости по физике. С целью удовлетворения образовательных потребностей учащихся с низким и средним уровнем обучаемости в получении физического образования, основное внимание уделяется формированию базовых теоретических знаний по предмету, отработке основных приемов решения задач. Для удовлетворения образовательных потребностей учащихся, имеющих высокий уровень обучаемости предлагается более глубокое изучение теоретического материала, вывод формул, законов, уделяется внимание решению задач повышенного уровня сложности, что позволяет расширить знания по предмету.
Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы
Разбивка содержания программы по темам и разделам произведена в соответствии с примерной программой основного общего образования по физике – «Сборник нормативных документов. Физика. Примерные программы по физике»- М.: Дрофа, 2008год, рекомендованными МОиН РФ, содержанием учебников - А.В. Перышкин Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - -М.: Дрофа, 2013 г., Перышкин А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2013 г., Перышкина А.В., Гутник Е.М.Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2013 г.
Весь курс физики распределен по классам следующим образом. В 7 классе изучаются первоначальные сведения из физики, строение вещества, прямолинейное движение, взаимодействие тел, давление твердых тел, жидкостей и газов, работа, мощность и энергия. В 8 классе рассматриваются тепловые, электрические, световые и магнитные явления. Курс физики 9 класса включает изучение законов взаимодействия и движения тел, механические колебания и волны, звуковые явления, электромагнитные явления, строение атома и атомного ядра.
Обязательным для курса физики является выполнение лабораторных работ. Если лабораторная работа выполняется в течение всего урока, то она оценивается по пятибалльной системе и оценки выставляется в классный журнал. В 7 классе - 10 работ, в 8 классе - 10 работ, в 9 классе - 6 работ. Фронтальные опыты (10-15 минутные) не оцениваются.
Контроль знаний осуществляется при выполнении самостоятельных и контрольных работ, физических диктантов. Изучение каждой темы заканчивается контрольной работой.
Резервное время используется для проведения повторения и обобщения содержания разделов курса физики, изученных в учебном году и проведения годовой контрольной работы.
Календарно-тематическое планирование по объему скорректировано в соответствии с требованиями, предъявленными к уровню подготовки выпускников основной школы.
Обоснование тематики содержания в части реализации национально-регионального компонента.
Реализация НРК осуществляется дисперсно, его содержание – не превышает 10-15% предметного содержания курса. В рабочую программу введены темы НРК в соответствии с содержанием национально-регионального компонента, принятого ГМО учителей физики. В тематическом планировании данные темы обозначены аббревиатурой НРК.
|